Мурадова Ольга Леонидовна педагог-психолог МБДОУ № 38 «Радуга»

Тренинг для педагогов по профилактике профессионального выгорания по теме: «В гармонии с собой»

 Тренинг для педагогов

по профилактике профессионального выгорания

по теме: «В гармонии с собой»

Педагоги ДОУ

Цель:

• Формирование благоприятного психологического климата;

• Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;

• Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;

• Снятие эмоционального напряжения.

• Предупреждение синдрома профессионального и эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

1. Снижение эмоционального напряжения.

2. Способствовать сплочению коллектива, желанию поддержать друг друга.

3. Показать жизненные стратегии - позитивного восприятия жизни, получения и принятия жизненного опыта.

4. Сформировать установку на сохранение и укрепление психического и физического здоровья.

5. Формирование у педагогов навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;

6. Овладение приемами и навыками управления эмоциональным состоянием других людей, способами взаимоподдержки;

7. Осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний;

8. Развитие навыка профессиональной и личностной рефлексии.

9. Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива.

10. Развитие позитивного отношения к себе, осознание собственной самоценности.

11. Оказание помощи в осознании личностных ресурсов и внесении возможных корректив в исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

12. Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться.

Материалы и оборудование:

аудитория с расставленными по кругу стульями (по количеству участников, чудесный мешочек, музыка для релаксации,

Вступительное слово психолога.

Несколько слов о том что такое эмоциональное и профессиональное выгорание, основные симптомы, методы профилактика и знакомство с естественными способами профилактики профессионального выгорания.

Принятие правил группы.

Правила групповой работы.

Обращаться друг к другу по имени.

Принимать себя и других такими, какие они есть.

Быть искренним.

Избегать оценок друг друга.

Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.

Активное участие в происходящем.

Уважение говорящего.

Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Общение по принципу «здесь и сейчас».

Основная часть

Педагогам зачитывается притча про стакан:

«В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

1. Упражнение «На что похоже мое настроение сегодня». Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту, начинающуюся на букву, с которой начинается имя. Например: меня зовут Татьяна – тактичная.

2. Упражнение «Зато…»

Цель упражнения: введение в темпоритм, атмосферу тренинга, самосознание, тренинг спонтанности высказываний.

По кругу продолжить фразы:

- Я устала, зато.

- Я небольшого роста, зато.

- Я иногда несдержанна, зато.

- Я ленива, зато.

- Я застенчива, зато.

Я криклива, зато.

- Я молчалива, зато.

- Я слишком уступчива, зато.

- Я не умею печь пироги, зато.

- Я проспала, зато.

- У меня нет домашнего телефона, зато.

- Я не люблю слушать классическую музыку, зато.

- Я слишком часто фантазирую, зато.

- Я не очень хорошо пою, зато.

- Я иногда, слишком много ворчу, зато.

- Я несколько легкомысленна, зато.

- Меня легко рассмешить, зато.

- Я бываю капризна, зато.

3. Упражнение «Чувствуем друг друга сердцем»

Цель: сплочение коллектива. Время: 10 минут.

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

квадрат;

треугольник;

ромб;

букву;

птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе. Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

Заключительная часть

Организация перехода к другому виду деятельности Педагогам зачитывается «Притча о жизнестойкости»

Однажды расстроенный ученик сказал Мастеру: - Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил, что мне делать? Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости. - Что изменилось? - спросил он ученика. - Яйцо и морковь сварились, а кофе растворилось в воде, - ответил ученик. - Нет, - сказал Учитель - Это лишь поверхностный взгляд на вещи. - Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и крепнут. - А кофе? - спросил ученик. О! Это самое интересное! Кофе полностью растворилось в новой враждебной среде и изменило ее - превратило кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Релаксация "Храм тишины". Звучит спокойная, расслабляющая музыка. Инструкция. Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города: Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой: Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры: Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны: или радостны: Обратите внимание на звуки, которые вы слышите: Обратите внимание на витрины магазинов: Что вы в них видите? Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих: Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать. А может быть, пройдете мимо: Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице? Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице. : Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей: Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других: Вы видите на нем большую вывеску "Храм тишины" : Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной: Побудьте в этом храме: в тишине. Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно: Когда вы захотите покинуть храм, толкните двери и выйдите на улицу. Как вы сейчас себя чувствуете?

Волшебная шкатулка.

Цель: поднятие настроения.

Предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка, которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности эмоционального и профессионального.

Психолог: - И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя! Спасибо за внимание!

В представленном тренинге моей педагогической находкой стало то что я использовала комбинацию упражнений по профилактике профессионального выгорания с притчами, которые заставляют задуматься о том что мы делаем, как и для чего, что надо сделать, что изменить, исправить в своем поведении, отношении, в своей жизни. Релаксирующее упражнение «Храм тишины» погрузил педагогов в свое собственное Я. Такое метафорическое путешествие в сознание повышает уверенность в себе, открывает внутренние ресурсы, а визуализация и обсуждение помогает лучше понимать самих себя и становиться более гармоничной личностью. На мой взгляд чередование активных упражнений с релаксирующими дает более эффективный результат в достижении поставленных целей и задач.

13 декабря 2022 в 10:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.