Мурадова Ольга Леонидовна педагог-психолог МБДОУ № 38 «Радуга»
Тренинг для педагогов «Коллектив - это мы»
Цель: формирование хорошего психологического климата в педагогическом коллективе с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Задачи: 1. Способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств. 2. Познакомить участников с некоторыми приёмами психологической саморегуляции. 3. Совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию. 4. Развивать коммуникативные навыки. Оборудование: Маркеры разных цветов, цветные карандаши, листы бумаги, лист бумаги формата А3. Психолог: Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфортно чувствовать себя на рабочем месте, на сколько продуктивной и качественной будет его работа. Поэтому наш тренинг мы проведем с целью еще большего сплочения, эмоционального раскрепощения, разнообразия наших трудовых дней и получения позитивных эмоций. Анкетирование прошли 16 человек из 19, что составляет 84 %. Диагностировался уровень сформированности социально – психологического климата в педагогическом коллективе. Анкетирование было анонимным, поэтому я надеюсь, что вы давали не социально желаемые ответы, а реальные, только тогда получившиеся результаты, можно считать достоверными. Итак, были получены следующие результаты: На основании анкетирования «Изучение психологического климата в группе (педагогическом коллективе)» по А. Н. Лутошкину, была выявлена высокая степень благоприятности социально – психологического климата в коллективе. Также было выявлено, что сплочению нашего коллектива способствуют следующие факторы: чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители На разобщение коллектива оказывают влияние следующие моменты: коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива Теперь мы знаем, что влияет на разобщение коллектива и в наших силах изменить ситуацию в лучшую сторону. Я рада, что мы смогли все встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и узнать что-то новое о себе и о коллегах. Правила тренинга Активность Здесь и сейчас Один микрофон Я-высказывания Доброжелательность Конфиденциальность Упражнение 1. «Приветствия в разных странах» Цель: Снятие напряжённости, создание позитивной обстановки, подготовка к совместной работе в ходе тренинга. Психолог: в разных странах обычаи приветствия очень отличаются друг от друга, сейчас мы с вами познакомимся с традиционными приветствиями, после чего будем приветствовать своих соседей слева и справа одним из их видов. Немцы – пожимают руки Японцы – кланяются Латиноамериканцы – обнимаются Северная Америка – прикладывают ладонь ко лбу, губам, груди Замбези – хлопают в ладоши Самоа – обнюхивают. Упражнение № 2. «Все мы чем-то похожи» Психолог: Разбейтесь, пожалуйста, на группы по 4 или 5 человек. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например, "У каждого из нас есть сестра. ", "Любимый цвет каждого из нас - синий" и т. д. У вас пять минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт. Обратная связь: Сложно ли искать общие черты? Упражнение №3. «Узнай рисунок (хорошо ли вы знаете друг друга)» Цель: Создать мотивацию для совместной работы Психолог задает участникам вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга? Вот сейчас это и проверим! Нарисуйте, пожалуйста, за 3 минуты свой портрет. Рисунки подписывать не надо». После завершения работы психолог собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске. Участники угадывают автора рисунка. Упражнение №4. «Дом-дерево-собака» Цель: тренировка самовосприятия и восприятия другого человека, осознание собственного поведения в кооперационных условиях. Команда делится на три группы, каждая из которых одновременно берется за ОДИН маркер. Задача каждой подгруппы - нарисовать на листе рисунок: «дом-дерево-собака». Участники действуют одновременно, разговаривать между собой запрещено. в условиях дефицита ресурсов. После завершения работы обсуждается слаженность, качество рисунка. Анализируется способность взаимодействовать, подчиняться, управлять, действовать совместно в условиях дефицита ресурсов. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее? Упражнение №5. «Квадрат» Цель: прочувствовать каждого участника группы Психолог просит построиться педагогов в круг и закрыть глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, психолог не разрешает открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, психолог предлагает участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры. Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее? Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы. Упражнение №6. «Пронеси карандаш» Цель: развитие коммуникативных навыков. - Выберите себе пару и по очереди вместе со своей парой встаньте у черты, где лежит карандаш. Ваша задача — взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из вас касался его кончика только указательным пальцем, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Обсуждение: Что с вами происходило? Если не получилось, то почему? Упражнение №8. «Обратная связь» Психолог кидает мяч педагогам, они его возвращают, озвучивая впечатления о тренинге. Упражнение №7"Сердце коллектива" Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Предлагаю каждому из вас написать и озвучить, чего вы желаете нашему коллективу, чтобы каждому из нас в нем было уютно, комфортно, безопасно. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце. Посмотрите на сердце нашего коллектива. Оно большое, яркое, неповторимое. Давайте постараемся приложить максимум усилий, чтобы оно никогда не остановилось и билось в унисон вместе с сердцами каждого из нас. Я от всей души этого желаю, думаю, что и вы тоже. Психологические картинки В работе психолога, педагога возникает целый ряд вопросов, для решения которых требуются специальные инструменты. Сегодня я хочу обратить ваше внимание на еще один, не очень дорогой, но весьма действенный инструмент, это - психологические открытки. Сами по себе психологические открытки очень напоминают метафорические карты, но обладают рядом особенностей. Открытки могут быть чуть больше по размеру, но по количеству их немного от 12 до 25 штук, в зависимости от набора. Наиболее часто, встречаются красивые изображения, дополненные текстом, реже только текст или только картинка. Текст содержательный – это или притча, или аффирмация (положительное утверждение, краткая фраза самовнушения, создающая позитивный психологический настрой, возможно стихи или цитата. Открытки позитивны, не содержат фрустрирующих элементов и, как правило, привносят радость и вдохновение в любые процессы. Открытки условно можно разделить на несколько групп, в зависимости от тем, которым они посвящены. Мотивирующие открытки Представленные на открытках образы и аффирмации поддерживают в ситуации выбора и принятия решения, настраивают на оптимистичный и созидательный лад, вселяют уверенность в своих силах Набор психологических открыток «Идти по жизни легко». Автор: Ирина Авидон. Психологические открытки «Все грани гармонии». Автор: Васильева И. Психологические открытки «Шаги к мудрости». Художник: Борозенец П. Психологические открытки «Время мудрее всего». Автор: Васильева И. Ресурсные открытки. Открытки помогут в случае, когда ощущается недостаток жизненных сил, требуется обрести поддержку или найти скрытый ресурс. Изображения и мотивирующий текст позволяет найти опору, преодолеть страхи и разочарования, посмотреть на ситуацию с разных сторон. Набор открыток «Васильковые слова, жасминовые мечты» Психологические открытки «Сокровищница жизненных сил». Автор: Зинкевич Евстигнеева, Татьяна Дмитриевна. Художник: Борозенец П Возможная техника работы. Задайте себе вопрос: «Какая сила поможет мне в решении проблемы?» Не глядя, выберите открытку, прочитайте. Подумайте, обладаете ли вы описанной силой? Как данная жизненная сила может помочь разрешить ситуацию? Что вы можете сделать, обладая данной силой? Данная практика позволяет побрести новый взгляд на обстоятельства и успешно преодолеть их. Все они позволяют раскрыть внутренние ресурсы, создают мотивацию для дальнейших действий и поддерживают позитивный настрой. 20 декабря 2022 в 08:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.